Воспитательная работа
Программа воспитания >>>
План-сетка воспитательной работы >>>
Программа воспитания для организации отдыха детей и их оздоровления >>>
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности воспитания как условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора), что прослеживается на каждой из ступеней образования;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами воспитания в школе являются классный руководитель и руководитель детского объединения/кружка, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) и др.функции.
Образовательным пространством современного школьника сегодня является всё, что его окружает как в самой образовательной организации, так и вне её. Открытость школы к реальным социальным процессам, происходящим в стране, активизация взаимосвязей с образовательными, культурными, религиозными организациями города, достижение согласованности целей образовательной деятельности с потребностями и возможностями окружающей среды становятся важным условием формирования субъектности и личностного самоопределения школьника. Создание открытой, высокотехнологичной образовательной среды – задача, требующая использования не только всех ресурсов образовательной организации, но и всего образовательного и социокультурного потенциала.
Активными участниками образовательного процесса являются не только ученики и педагоги, но и родители и социальные партнеры школы.
Организация взаимодействия общеобразовательной школы с социальными субъектами предполагает последовательную реализацию следующих этапов:
- моделирование администрацией школы с привлечением школьников, родителей, общественности взаимодействия общеобразовательной организации с различными социальными субъектами (на основе анализа педагогами школы социально-педагогических потенциалов социальной среды);
- проектирование партнерства школы с различными социальными субъектами (в результате переговоров администрации формирование договорных отношений с предприятиями, общественными объединениями, организациями дополнительного образования и другими субъектами);
- осуществление социальной деятельности в процессе реализации договоров школы с социальными партнерами;
- формирование в школе и в окружающей социальной среде атмосферы, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;
- организация рефлексии социальных взаимодействий и взаимоотношений с различными субъектами в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в сети Интернет;
- обеспечение разнообразия социальной деятельности по содержанию (общение, познание, игра, спорт, труд), формам организации, возможному характеру участия (увлечение (хобби), общественная активность, социальное лидерство);
- стимулирование общественной самоорганизации обучающихся общеобразовательной школы, поддержка общественных инициатив школьников.
Расширение списка новых партнеров и привлечение их к решению образовательных программ школы важная задача на новый период развития.