Меню сайта

Служба школьной медиации

Медиация (примирение) - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатормедиативное соглашениепроцедура медиации.

Школьная служба медиации это:

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

  3. Профилактика школьной дезадаптации.

  4. Школьное самоуправление подростков школы.

Основная цель службы школьной медиации  состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.

Задачи службы медиации:

  • создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;

  • внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;

  • интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;

  • повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"

Зачем нужна медиация школе?

Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.

Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако, благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:

  • учениками;

  • учениками и родителями;

  • родителями;

  • учителями и родителями;

  • учениками и учителями.

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации.

После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

На встрече  выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Педагоги СШМ (служба школьной медиации) МБОУ Некрасовской СОШ

Мамурина Оксана Валерьевна  –

руководитель школьной службы медиации,

педагог-психолог


 

Контакты

п. Некрасовское Ярославской области, 

ул. Строителей, 7

телефон 8(48531)41506

Турлайс  Гульжан Болатбековна – заместитель директора по воспитательной работе

Приказ о создании школьной службы медиации

Изменения в приказ >>>

Положение о школьной службе медиации 

Вялова Анна Александрвона – советник директора по воспитанию

Заявление на проведение медиации

Примирительный договор

Согласие на обработку персональных данных

Диагностический инструментарий по проблеме конфликтов 

 

Аналитическая справка о работе школьной службы медиации МБОУ Некрасовской СОШ

Перед ШСМ в прошедшем учебном году стояли следующие цели:

- обеспечение психолого-педагогической, социальной помощи, профилактики правонарушений и асоциального поведения учащихся;

-формирование благополучной и безопасной среды для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных, конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;

-распространение среди субъектов образовательного процесса цивилизованных форм разрешения конфликтов

За отчетный период были проведены следующие мероприятия:

  • Цикл бесед  с обучающимися 7 , 8 , 9 классов «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»;
  • Тренинговые занятия «Поведенческие проблемы», «Трудности в общении» 7 «А, Б, В, Г»
  • Профилактические беседы «Способы разрешения конфликтных ситуаций» 5 «А, «Б, «В», «Г»
  • Тренинговые занятия «Как научиться дружить» 3-4 класс
  • Игровые занятия  «Давайте говорить друг другу комплименты», «Один за всех и все за одного»  в 5-6 классах
  • Тренинг «Чувства и эмоции в ситуации конфликта» – 7 «Б»
  • Беседа «Учимся договариваться» – 5 «А,Б,В,Г»
  • Занятие «Милосердие и прощение -  главные ключи к сердцу» – 7 «Г»
  • Занятие «Дружба и взаимоотношения в классе» – 9 «Д»
  • Проведение диагностического обследования «Буллинг» с целью выявления детей «группы риска» 
  • Проведение занятий «Как не стать жертвой буллинга» 
  • Занятие «Дружба-главное богатство!» – 4 класс «А»
  • Занятие «Правда и ложь» в 5 «А, Г»
  • Тренинговое занятие «Я –личность» – 8 «Д»
  • Занятие «Дружба- главное богатство» – 1-е классы
  • Занятие «Дружба и взаимоотношения в коллективе»-  6 «Б»

За  отчетный период  было проведено  5 процедур медиации (родитель-ребёнок, учитель-ребёнок), в основном медиация в МБОУ Некрасовской СОШ применяться не как целостная самостоятельная процедура, а используются отдельные инструменты медиации  с целью предотвращения или разрешения конфликтов.