Информационно-библиотечный центр
В августе 2016 года наша школа стала победителем конкурсного отбора образовательных организаций Ярославской области на получение гранта по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек» реализуемого в рамках федеральной целевой программы развития образования 2016-2020.
Положение об информационно-библиотечном центре >>>
Программа развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра >>>1. Цель и задачи деятельности информационно-библиотечного центра образовательной организации
Цель
- создание информационно-библиотечного центра, обеспечивающего информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса;
- реализация информационного обеспечения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС, содействие самообразованию обучающихся и педагогов;
- содействие развитию творческих способностей обучающихся, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
- организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества;
- повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогическими работниками, родителями (законным представителям);
- обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования информационно-библиотечных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
Задачи
- расширять и укреплять материально-техническую базу школьной библиотеки средствами компьютерной и организационной техники, позволяющей внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации;
- увеличить количество читателей, способствовать формированию у них информационной культуры, повышать уровень общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ;
- создать банк данных программно-педагогических средств для использования ИКТ в учебном процессе;
- формировать на базе школьной библиотеки – медиатеки;
- организовать дистанционное обучение учителей и учащихся;
- создать раздел «Информационно-библиотечный центр» на сайте школы, регулярно пополнять информацию.
Основные направления
- автоматизация библиотечных процессов;
- расширение информационного пространства информационно-библиотечного центра;
- использование ИКТ для повышения эффективности деятельности педагогов и библиотекаря.
2. Место и роль ИБЦ ОО в информационно-образовательном процессе.
Информационно-библиотечный центр актуально вписывается в программу информатизации МБОУ Некрасовской СОШ как наиболее логичное структурное подразделение. Это подразделение призвано накапливать, хранить и распространять информацию.
Поэтому, пересмотрев роль и место школьной библиотеки, мы пришли к модернизации информационно-библиотечного центра. Этот подход означает:
- посредничество между информацией и потребителем (между школьным коллективом и мировым информационным пространством), т.е. накопление, распространение, популяризация различных материалов, предоставление справочной информации;
- помощь обучающимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;
- квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;
- современная справочно-поисковая система, позволяющая оперативно и полно находить необходимую информацию;
- базы и банки данных по методике, обучению, воспитанию, развитию;
- систематическое обучение обучающихся использованию новых и традиционных информационных технологий.
Такой подход к роли и месту школьной библиотеки как ИБЦ позволяет решать многие важные задачи информационного обеспечения образования. В том числе, проблемы обеспечения управления образованием достоверной, актуальной информацией, которая позволяет объективно судить о процессах, протекающих в образовательном пространстве, быть в курсе новых образовательных стратегий, знать педагогические технологии, иметь возможность использовать эффективные приемы и системы управления в своей деятельности, принимать правильные стратегические решения.
В помещении школьной библиотеки – ИБЦ имеется: фонд открытого доступа с абонементом, небольшой читальный зал на 10 рабочих мест, отдел книгохранения, рабочее место библиотекаря, доступ к ресурсам Интернета. Центр оборудован копировально-множительной техникой:
Создание информационно-библиотечного центра расширяет ресурсы библиотеки, позволяет использовать их в течение полного рабочего дня. Это позволяет проводить библиотечные уроки “Основы информационной культуры», включающие знакомство с новыми информационными технологиями в каждом классе. Библиотечные урок проводятся в классных комнатах и в учебных кабинетах, а в актовом зале и медиацентре, оснащенных интерактивным оборудованием.
Создание Информационно-библиотечного центра и организация научно-методической и научно-исследовательской деятельности на его базе позволило решить следующие проблемы:
– несоответствие между многообразием существующих средств образовательных технологий, достаточным уровнем обеспеченности компьютерной техникой и малоэффективным использованием имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе;
– несоответствие между необходимостью широкого использования информационно-коммуникационных технологий и несформированностью информационной образовательной среды, которая позволила бы эту потребность реализовать;
– осознание роли информационно-коммуникационных технологий в качественной организации повышения квалификации педагогических работников, активном распространении опыта учителей, которые успешно применяют информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.
Таким образом, создание информационно-библиотечного центра МБОУ Некрасовской СОШ на основе материально-технического, информационного переоснащения позволило поднять на качественно новый уровень информатизационно-образовательную систему, что отвечает запросам всех участников образовательного процесса.
3. Механизмы взаимодействия ИБЦ ОО с участниками образовательного процесса.
В настоящее время можно говорить о разнообразных направлениях и формах взаимодействия участников образовательного процесса, которые постоянно расширяются и совершенствуются в интересах обеспечения непрерывности и преемственности школьного образования и повышения качества обучения школьников.
Основными формами взаимодействия участников образовательного процесса являются консультации, конференции и семинары, исследовательская деятельность, работа Совета школы и Общешкольного родительского комитета, родительские собрания, взаимопосещение и анализ уроков и внеурочной деятельности, предметные методические объединения, педагогический совет, электронный журнал, совместное планирование направлений работы школы, выполнение проектов и исследовательских работ.
Наиболее актуальными формами взаимодействия участников образовательного процесса в условиях модернизации образования является электронный журнал, выполнение учебных проектов и исследовательских работ, работа Совета школы и Общешкольного родительского комитета, мультимедиа- и видео отчеты педагогов, публичный доклад директора, родительские собрания, исследовательская деятельность, деятельность рабочих групп, сетевое сообщество.
Участники образовательного процесса |
Основные формы взаимодействия, информированности |
Обучающиеся и обучающиеся |
Все формы взаимодействия: свободное общение, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным); развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности; самовыражение через совместную деятельность, учатся взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей, учатся договариваться и конструктивно разрешать конфликтные ситуации |
Педагогические работники и обучающиеся |
Способами взаимодействия и информации признание ценности личности ребенка, признание индивидуальности личности: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка, выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения, приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка; ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалоговое взаимодействие, актуализация тенденции ребёнка к личностному росту; активизация творчески интересов, создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем |
Администрация и педагогические работники |
Все формы в две взаимосвязанные группы: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.) |
Обучающиеся и их родители |
Источниками являются родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями, беседы с учащимися на классных часах, анкетирование обучающихся и родителей, Интернет, электронная почта, сайт классных руководителей, СМИ. |
Педагогические работники и родители |
Способами взаимодействия и информации о достижениях и трудностях обучающихся являются родительские собрания, школьный сайт, АСИОУ, классные часы, дневники обучающихся, индивидуальные беседы с родителями, школьная газета «Непоседы», публикации в периодической печати «Районные будни», телефонная связь. |
Способами организации просветительской деятельности в школе являются родительские собрания школьная газета «Непоседы», школьный сайт, индивидуальные консультации, беседы, встречи, информационные стенды, выпуск бюллетеней и брошюр, периодическая печать, АСИОУ, классные часы, публичный доклад.
Основные проблемы, с которыми обращаются родители обучающихся образовательных учреждений к педагогам: успеваемость и нежелание детей учиться, проблемы семейного воспитания, летний отдых и оздоровление детей, здоровьесбережения, детско-родительские отношения, проблемы межличностного отношения со сверстниками, помощь в разрешении конфликтных ситуаций неудовлетворенность оценкой, , разъяснительные беседы по ФГОС, вопросы по подготовке и сдачи экзаменов в форме ЕГЭ.
Способами решения образовательными учреждениями возникающих проблем в воспитании и обучении учащихся является организация консультаций педагогов, психолога, беседы, родительские собрания малые педагогические советы, собеседования индивидуальные с родителями по интересующим вопросам.
Для взаимодействия и информированности педагогические работники необходимы новые формы взаимодействия с участниками образовательного процесса: форумы, внедрение инновационных технологий, SMS – информирование родителей, видеоуроки в режиме он-лайн, интерактивная площадка, сетевое общество.
Школа испытывают трудности во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Основные препятствия состоят в пассивности большинства родителей, нежелание некоторых родителей идти на контакт, состояние здоровья обучающихся, снижение воспитательного потенциала семьи, низкий уровень материального благосостояния родителей, низкая мотивация обучающихся к обучению, педагогическая несостоятельность и дефицит времени родителей, у родителей, недостаточная заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой, отсутствие в семьях компьютерного оборудования, обучающиеся с разных населенных пунктов.