×
Меню сайта

Информационно-библиотечный центр

В августе 2016 года наша школа стала победителем конкурсного отбора образовательных организаций Ярославской области на получение гранта  по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек» реализуемого в рамках федеральной целевой программы развития образования  2016-2020.

Положение об информационно-библиотечном центре >>>

Программа развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра >>>

1.​ Цель и задачи деятельности информационно-библиотечного центра образовательной организации

Цель

  • создание информационно-библиотечного центра, обеспечивающего информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • реализация информационного обеспечения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС, содействие самообразованию обучающихся и педагогов;
  • содействие развитию творческих способностей обучающихся, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
  • организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества;
  • повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогическими работниками, родителями (законным представителям);
  • обеспечение доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования информационно-библиотечных ресурсов на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

Задачи

  • расширять  и укреплять материально-техническую базу школьной библиотеки средствами компьютерной и организационной техники, позволяющей внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации;
  • увеличить количество читателей, способствовать формированию у них информационной культуры, повышать  уровень общеобразовательной подготовки в области современных ИКТ;
  • создать банк данных программно-педагогических средств для   использования ИКТ в учебном процессе;
  • формировать на базе школьной  библиотеки – медиатеки;
  • организовать дистанционное обучение учителей и учащихся;
  • создать раздел «Информационно-библиотечный центр» на сайте школы, регулярно пополнять информацию.

Основные направления

  • автоматизация библиотечных процессов;
  • расширение информационного пространства информационно-библиотечного центра;
  • использование ИКТ для повышения эффективности деятельности педагогов и библиотекаря.

2.​ Место и роль ИБЦ ОО в информационно-образовательном процессе.

Информационно-библиотечный центр актуально вписывается в программу информатизации МБОУ Некрасовской СОШ как наиболее логичное структурное подразделение. Это подразделение призвано накапливать, хранить и распространять информацию.

Поэтому, пересмотрев роль и место школьной библиотеки, мы пришли к модернизации  информационно-библиотечного центра. Этот подход означает:

 - посредничество между информацией и потребителем (между школьным коллективом и мировым информационным пространством), т.е. накопление, распространение, популяризация различных материалов, предоставление справочной информации;

- помощь обучающимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;

- квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;

- современная справочно-поисковая система, позволяющая оперативно и полно находить необходимую информацию;

- базы и банки данных по методике, обучению, воспитанию, развитию;

- систематическое обучение обучающихся использованию новых и традиционных информационных технологий.

Такой подход к роли и месту школьной библиотеки как ИБЦ позволяет решать многие важные задачи информационного обеспечения образования. В том числе, проблемы обеспечения управления образованием достоверной, актуальной информацией, которая позволяет объективно судить о процессах, протекающих в образовательном пространстве, быть в курсе новых образовательных стратегий, знать педагогические технологии, иметь возможность использовать эффективные приемы и системы управления в своей деятельности, принимать правильные стратегические решения.

В помещении школьной библиотеки – ИБЦ имеется: фонд открытого доступа с абонементом, небольшой читальный зал на  10 рабочих мест, отдел книгохранения, рабочее место библиотекаря, доступ к ресурсам Интернета. Центр оборудован копировально-множительной техникой:

Создание информационно-библиотечного центра расширяет ресурсы библиотеки, позволяет использовать их в течение полного рабочего дня. Это позволяет проводить библиотечные уроки “Основы информационной культуры», включающие знакомство с новыми информационными технологиями в каждом классе. Библиотечные урок проводятся в классных комнатах и в учебных кабинетах, а в актовом зале и медиацентре, оснащенных интерактивным оборудованием.

      Создание Информационно-библиотечного центра и организация научно-методической и научно-исследовательской деятельности на его базе позволило решить следующие проблемы:

    – несоответствие между многообразием существующих средств образовательных технологий, достаточным уровнем обеспеченности компьютерной техникой и малоэффективным использованием имеющихся информационных ресурсов в образовательном процессе;

  – несоответствие между необходимостью широкого использования информационно-коммуникационных технологий и несформированностью информационной образовательной среды, которая позволила бы эту потребность реализовать;

   – осознание роли информационно-коммуникационных технологий в качественной организации повышения квалификации педагогических работников, активном распространении опыта учителей, которые успешно применяют информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.

Таким образом, создание информационно-библиотечного центра МБОУ Некрасовской СОШ на основе материально-технического, информационного переоснащения позволило поднять на качественно новый уровень информатизационно-образовательную систему, что отвечает запросам всех участников образовательного процесса.

3.​ Механизмы взаимодействия ИБЦ ОО с участниками образовательного процесса.

   В настоящее время можно говорить о разнообразных направлениях и формах взаимодействия участников образовательного процесса, которые постоянно расширяются и совершенствуются в интересах обеспечения непрерывности и преемственности школьного образования и повышения качества обучения школьников.

  Основными формами взаимодействия участников образовательного процесса являются консультации, конференции и семинары, исследовательская деятельность, работа Совета школы и Общешкольного родительского комитета,  родительские собрания, взаимопосещение и анализ уроков и внеурочной деятельности, предметные методические объединения, педагогический совет, электронный журнал, совместное планирование направлений работы  школы, выполнение проектов и исследовательских работ.

     Наиболее актуальными формами взаимодействия участников образовательного процесса в условиях модернизации образования является электронный журнал, выполнение учебных проектов и исследовательских работ,  работа Совета школы и Общешкольного родительского комитета, мультимедиа- и видео отчеты педагогов, публичный доклад директора, родительские собрания, исследовательская деятельность, деятельность рабочих групп, сетевое сообщество.

  

Участники

образовательного процесса

Основные формы взаимодействия, информированности

Обучающиеся и обучающиеся

Все формы взаимодействия: свободное общение, приобщение  к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным); развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;  самовыражение  через совместную деятельность, учатся взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей,  учатся договариваться и конструктивно разрешать конфликтные ситуации

Педагогические работники и обучающиеся

Способами взаимодействия и информации признание ценности личности ребенка, признание индивидуальности личности: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка, выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения, приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка; ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; диалоговое взаимодействие, актуализация тенденции ребёнка к личностному росту; активизация творчески интересов, создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем

Администрация и педагогические работники

Все формы в две  взаимосвязанные группы: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Обучающиеся

и их родители

Источниками являются родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями, беседы с учащимися на классных часах, анкетирование обучающихся и родителей, Интернет, электронная почта, сайт классных руководителей, СМИ.

Педагогические работники и   родители

Способами взаимодействия и информации о достижениях и трудностях обучающихся являются родительские собрания, школьный сайт, АСИОУ, классные часы, дневники обучающихся, индивидуальные беседы с родителями, школьная газета «Непоседы», публикации в периодической печати «Районные  будни», телефонная связь.

 

    Способами организации просветительской деятельности в школе являются родительские собрания школьная газета «Непоседы», школьный сайт, индивидуальные консультации, беседы, встречи, информационные стенды, выпуск бюллетеней и брошюр, периодическая печать, АСИОУ, классные часы, публичный доклад.

     Основные проблемы, с которыми обращаются родители обучающихся образовательных учреждений к педагогам: успеваемость и нежелание детей учиться, проблемы семейного воспитания, летний отдых и оздоровление детей, здоровьесбережения, детско-родительские отношения, проблемы межличностного отношения со сверстниками, помощь в разрешении конфликтных ситуаций неудовлетворенность оценкой, , разъяснительные беседы по ФГОС, вопросы по подготовке и сдачи экзаменов в форме ЕГЭ.

      Способами решения образовательными учреждениями возникающих проблем в воспитании и обучении учащихся является организация консультаций педагогов, психолога, беседы, родительские собрания малые педагогические советы,  собеседования индивидуальные с родителями по интересующим вопросам.

     Для взаимодействия и информированности педагогические работники  необходимы новые формы взаимодействия с участниками образовательного процесса: форумы, внедрение инновационных технологий, SMS – информирование родителей, видеоуроки в режиме он-лайн, интерактивная площадка, сетевое общество.

      Школа  испытывают трудности во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Основные препятствия состоят в пассивности большинства родителей, нежелание некоторых родителей идти на контакт, состояние здоровья  обучающихся, снижение воспитательного потенциала семьи, низкий уровень материального благосостояния родителей, низкая мотивация обучающихся к обучению, педагогическая несостоятельность и дефицит времени родителей, у родителей, недостаточная заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой, отсутствие в семьях компьютерного оборудования,  обучающиеся с разных населенных пунктов.